Храм прп. Алексия, человека Божия г. Хотьково

Всенощное бдение

В Священном Писании, которое является для нас верующих в Господа Иисуса Христа Сына Божия и исповедующих Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, — Откровением и Словом Божиим, даны святые заповеди о любви к Богу и человеку. Одна из заповедей гласит: «Помни день субботний (седьмой), чтобы освящать его, шесть дней делай все дела твои, в день же седьмой – суббота — покой Господу Богу твоему».       В Новом Завете седьмым днем для христиан является воскресенье, ибо в этот день воскрес из мертвых Господь наш Иисус Христос. Христиане чтят этот день участием в Богослужении, оставлением суетных дел и забот. По церковному уставу, воскресный день наступает в субботу вечером.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ — ВЕЧЕРНЯ
Священнодействие содержание символика
Начальный возглас Открытие Царских врат.
Каждение алтаря.
Диакон: «Восстаните».
Хор: «Господи, благослови». Иерей: «Слава Святей, и Единосущней , и Животворящей, и Нераздельней Троице…» Хор: «Аминь».
Иереи: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу…»
Открытые Царские врата знаменует доступность Рая.
Каждение символизирует сотворение мира действием Святаго Духа, сообщающего жизнь первозданной материи. Диакон возвышает свечу (след древнего обычая внесения светильника в богослужебное собрание), возглашая: «Восстаните».
диакон выходит на амвон и приглашает к молитве всех присутствующих в храме.
103 псалом (предначинательный) Хор: «Благослови, душе моя, Господа. Благословен еси, Господи…» Этим псалмом начинается служба. В нём прославляется Творец. Пение псалма переносит нас во времена сотворения мира.

Великая ектения

 

Царские врата закрываются.

Иерей читает семь тайных молитв. Иерей: «Миром Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй» (на каждое прошение).

Закрытие врат – знак того, что Рай закрылся для согрешивших прародителей. Радостное богослужение перерастает в покаянное моление о прощении грехов. Ектения – греч. ἐκτενὴς — «протяжное моление».

«Блажен муж»

 

Хор: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Аллилуиа. Горестные мысли Адама по поводу своего грехопадения, советы, которыми обращался Адам к своему потомству.
Малая  ектения Иерей: «Паки и паки миром Господу помолимся…» Малая ектения представляет собою сокращение великой ектении.

«Господи, воззвах»

Стихиры или

догматик

 

Хор: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; услыши мя…» Каждение всего храма.

Читаются стихи из 141, 129 и 116 псалмов и поются стихиры. Под воскресенье поётся догматик — песнопение, в котором прославляется девство Божией Матери и содержится учение о Боговоплощении Сына Божия.

В этом песнопении напоминается о ветхозаветных жертвах Богу, прообразовавших новозаветную жертву Христа Спасителя. И мы просим Бога принять молитву как нашу вечернюю жертву. Каждение  — также есть образ ветхозаветных жертв, прообразовавших собой Искупительную Жертву – Христа. Дым кадильный  – символ возношения наших молитв к Богу. Стихира – песнопение, прославляющие праздник или память святого.

Вход с кадилом

 

Открытие Царских врат.

Иерей выходит из алтаря.
Вынос свечей алтарниками.
Хор: «Свете Тихий святыя славы Безсмертного Отца Небеснаго»

Открытие врат – знак пришествия Христа и открытия людям Царства Божия. Выход иерея – образ явления Христа. Вынос свечей – образ Иоанна Предтечи. Песнь «Свете Тихий» напоминает о пришествии Спасителя в мир. Христос есть присносущный Свет, вечное сияние Бога Отца.

Прокимны дневные

(вечерни) со стихами

В субботу всегда поётся  великий прокимен «Господь воцарися, в лепоту облечеся».

Этим воспевается Господь, воцарившийся и облекшийся в славу через Своё Воскресение.

Прокимен – «предлагаемый вперёд» — стих из псалмов в соответствии с праздником или днём. Он произносится перед чтением Священного Писания, выражая главную мысль чтения.
Паремии Закрытие Царских врат.
Чтение паремий.
(если есть)
Паремия – «притча» — избранные чтения из Священного Писания, содержащие пророчества о празднуемом событии, похвалу святому или смысл праздника.
Сугубая ектения Иерей: «Рцем (скаж ем, будем говорить, начнем молиться)  вси, от всея души и от всего помышления нашего, рцем…» Призыв всех молящихся всеми силами души обратиться с любовью и благодарностью к Богу, ища в Нём помощи.
«Сподоби, Господи» Хор: «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам…» «Сподоби Господи»  — молитва о безгрешном вечере.
Просительная ектения Иерей: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви…» Является дополнением к сугубой ектении.

Лития

 

В большие праздники совершается лития и благословение хлебов, пшеницы, вина и елея, в память древнего обычая раздавать пищу молящимся, чтобы подкрепиться во время богослужения. Пять хлебов благословляются в воспоминание насыщения пяти тысяч человек  пятью хлебами. После прочтения Евангелия на Утрене, освященным елеем священник помазывает молящихся.

Лития значит «общее моление».  Лития совершается в западной части храма. Это моление в древности совершалось в притворе, с той целью, чтобы дать возможность стоявшим здесь оглашенным принять участие в общей молитве по случаю праздника. Молящиеся в это время возносят

Богу прошения о живых и усопших близких и сродниках.

Стихиры на стиховне

Стихиры

Богородичен.

Стихиры указывают на величие воскресшего  Господа и на спасительное значение Воскресения. Богородичен – песнопение в честь Божьей Матери.
Молитва праведного Симеона Богоприимца

Хор: «Ныне отпущаеши…» Чтец: «Святый Боже, Святый Крепкий…». Тропарь праздника (трижды).

Хор: «Буди Имя Господне благословенно отныне и до века» (трижды).

Эта «молитва» праведного Симеона напоминает нам о закате нашей жизни.

 

Под воскресенье – «Богородице

Дево, радуйся»

Благословлю
Господа
Хор: «Благословлю Господа на всякое время…» Псалом 33 изображает все блага полной надежды на Бога, приглашая прямо вкусить этой благости, чтобы убедиться в ней.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ — УТРЕНЯ

Шестопсалмие

 

Хор: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (трижды).
Господи, устне моя отверзеши, и уста моя возвестят хвалу твою» (дважды).
Чтец:  псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142. После третьего псалма на солею выходит иерей читать тайно 12 утренних молитв (благодарение Богу и прошения разных благ).
Утреня начинается с малого словословия, которое воспевали ангелы при Рождении Спасителя. Затем чтец читает шесть покаянных псалмов. В это время в знак греховной тьмы, которая окутала все человечество после грехопадения, в храме тушатся свечи и свет. Священник на амвоне символизирует как Моисея, который молился Богу за согрешивший народ в Синайской пустыне, так и Христа. Последний 142 псалом «Не вниди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается перед Тобою ни один из живущих… », напоминает о последних днях мира, пришествии Господа и Страшном Суде. Сидеть и ходить по храму запрещено.
Великая ектения Иерей: «Миром Господу помолимся…» Является призывом помолиться за насущные наши нужды.
«Бог  Господь» Хор: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во Имя Господне. Символ явления миру Спасителя.
Стихословие псалтири Чтение двух кафисм. После каждой кафисмы – малая ектения.
Чтение седальна.
Псалтирь поделена на 20 кафисм. Кафисма – «сидение», так как при их чтении можно сидеть в храме.
Полиелей

Открытие Царских врат.

Иереи выходят со свечами к  аналою. Хор: «Хвалите Имя Господне…»
Величание (если есть)
Каждение всего храма.

Особо торжественный момент. Полиелей – «многомилостивие» — пение двух псалмов (134 и 135). Открытые врата – символ отверстого Гроба Господня.
Тропари воскресные Хор: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим…» Тропарь — песнь в честь праздника или празднуемого святого.
Малая ектения Иерей: «Паки и паки миром Господу помолимся…» Малая ектения представляет собою сокращение великой ектении.
Ипакои и седальны Ипакои – песнопения в виде припева или подпевания, посвящённые Воскресению Христову или празднику. Во время пения седальна можно сидеть в храме.
Степенны антифоны  Хор: «От юности моя мнози борют мя страсти…» В степенных псалмах говорится об очищении и исправлении души от страстей и греха. Антифон – «противогласие» — песнопения, поющиеся попеременно двумя хорами. Степенные псалмы пелись паломниками при восхождении на ступени Иерусалимского храма.
Прокимен и Евангелие Иерей: «Вонмем».
Читаются воскресные прокимны.
Читается Евангелие.
Прокимен является не самостоятельною песнью, как вечерний, а служа лишь подготовлением к чтению Евангелия.

Воскресная песнь

по Евангелии

Иерей поднимается с Евангелием на амвон. Хор и народ: Воскресение Христово видевшее…»
Евангелие кладут на аналой для поклонения и целования.
Прославление Воскресения Христова и Христа Спасителя.

Стихира воскресная

(или праздничная)

 Хор: «Воскрес Иисусе от гроба…»
Иерей: «Спаси, Боже, люди Твоя…» Лобзание Евангелия и  Помазание елеем.
Елеопомазание —  помазание лба верующего освящённым на литии елеем. При этом изображается знак креста, что символически обозначает излияние Божией милости на человека.
Канон После 3-й песни канона – малая ектения, кондак, икос, седален, Богородичен, ипакои.  После 6-й песни – малая ектения, кондак, икос.
Иерей: «Богородицу и матерь Света в песнех возвеличим»
Каждение.

Здесь канон – соединение нескольких песнопений; в основе – ветхозаветные гимны. Каноном прославляется Божия Матерь и святые. В каноне 9 песен.

Перед каждой песнью поётся ирмос («связь»). Потом поют тропари с припевами, а в конце – катавасия

(«схождение»): два  хора сходятся вместе для пения.

Песнь Пресвятой Богородицы Хор: «Величит душа моя Господа… Честнейшую Херувим». В этом песнопении, основанном на стихах Священного Писания, прославляется Богородица, родившая Спасителя.
Малая ектения Иерей: «Паки и паки миром Господу помолимся…» Это сокращённый вариант великой ектении.
Светилен Исполняется в окончании утрени, после 9-й песни канона. Светилен воспевает Бога как Свет и Подателя света.
Хвалитны псалмы Чтец: «Глас… Всякое дыхание да хвалит Господа».
И стихи из 148 и 149 псалмов. Иерей: «Слава Тебе, показавшему нам свет…»
Все творения Божии призываются к прославлению Господа.
Славословие великое  Хор: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение…» Мы благодарим Бога за дневной свет и за дарование духовного Света — Христа Спасителя, просветившего людей Своим учением — светом Истины.
Тропарь воскресный Хор: «Днесь спасение миру бысть…»
Сугубая ектения Иерей: «Рцем вси от всего помышления нашего рцем…» Ектения сугубая и просительная здесь не разделяются, а следуют одна за другою, благодаря чему сливаются в одну большую и величественную молитву.
Просительная ектения  Иерей: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви…»
Отпуст Иерей: «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш…» Отпуст — благословение молящихся на выход из храма.
Многолетны Хор: «Великого Господина и Отца нашего Кирилла…»
Закрываются Царские врата, задергивается завеса и начинается служба первого часа.
Является формой пожелания долгих лет жизни и благополучия.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ — СЛУЖБА ПЕРВОГО ЧАСА

Служба первого часа – освящает молитвой наступивший день, вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы. Эта служба возникла позже других трёх, которые были известны ещё в древние времена

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели