В Священном Писании, которое является для нас верующих в Господа Иисуса Христа Сына Божия и исповедующих Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, — Откровением и Словом Божиим, даны святые заповеди о любви к Богу и человеку. Одна из заповедей гласит: «Помни день субботний (седьмой), чтобы освящать его, шесть дней делай все дела твои, в день же седьмой – суббота — покой Господу Богу твоему». В Новом Завете седьмым днем для христиан является воскресенье, ибо в этот день воскрес из мертвых Господь наш Иисус Христос. Христиане чтят этот день участием в Богослужении, оставлением суетных дел и забот. По церковному уставу, воскресный день наступает в субботу вечером.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ — ВЕЧЕРНЯ | ||
Священнодействие | содержание | символика |
Начальный возглас | Открытие Царских врат. Каждение алтаря. Диакон: «Восстаните». Хор: «Господи, благослови». Иерей: «Слава Святей, и Единосущней , и Животворящей, и Нераздельней Троице…» Хор: «Аминь». Иереи: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу…» |
Открытые Царские врата знаменует доступность Рая. Каждение символизирует сотворение мира действием Святаго Духа, сообщающего жизнь первозданной материи. Диакон возвышает свечу (след древнего обычая внесения светильника в богослужебное собрание), возглашая: «Восстаните». диакон выходит на амвон и приглашает к молитве всех присутствующих в храме. |
103 псалом (предначинательный) | Хор: «Благослови, душе моя, Господа. Благословен еси, Господи…» | Этим псалмом начинается служба. В нём прославляется Творец. Пение псалма переносит нас во времена сотворения мира. |
Великая ектения
|
Царские врата закрываются. Иерей читает семь тайных молитв. Иерей: «Миром Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй» (на каждое прошение). |
Закрытие врат – знак того, что Рай закрылся для согрешивших прародителей. Радостное богослужение перерастает в покаянное моление о прощении грехов. Ектения – греч. ἐκτενὴς — «протяжное моление». |
«Блажен муж»
|
Хор: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Аллилуиа. | Горестные мысли Адама по поводу своего грехопадения, советы, которыми обращался Адам к своему потомству. |
Малая ектения | Иерей: «Паки и паки миром Господу помолимся…» | Малая ектения представляет собою сокращение великой ектении. |
«Господи, воззвах» Стихиры или догматик
|
Хор: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; услыши мя…» Каждение всего храма. Читаются стихи из 141, 129 и 116 псалмов и поются стихиры. Под воскресенье поётся догматик — песнопение, в котором прославляется девство Божией Матери и содержится учение о Боговоплощении Сына Божия. |
В этом песнопении напоминается о ветхозаветных жертвах Богу, прообразовавших новозаветную жертву Христа Спасителя. И мы просим Бога принять молитву как нашу вечернюю жертву. Каждение — также есть образ ветхозаветных жертв, прообразовавших собой Искупительную Жертву – Христа. Дым кадильный – символ возношения наших молитв к Богу. Стихира – песнопение, прославляющие праздник или память святого. |
Вход с кадилом
|
Открытие Царских врат. Иерей выходит из алтаря. |
Открытие врат – знак пришествия Христа и открытия людям Царства Божия. Выход иерея – образ явления Христа. Вынос свечей – образ Иоанна Предтечи. Песнь «Свете Тихий» напоминает о пришествии Спасителя в мир. Христос есть присносущный Свет, вечное сияние Бога Отца. |
Прокимны дневные (вечерни) со стихами |
В субботу всегда поётся великий прокимен «Господь воцарися, в лепоту облечеся». Этим воспевается Господь, воцарившийся и облекшийся в славу через Своё Воскресение. |
Прокимен – «предлагаемый вперёд» — стих из псалмов в соответствии с праздником или днём. Он произносится перед чтением Священного Писания, выражая главную мысль чтения. |
Паремии | Закрытие Царских врат. Чтение паремий. (если есть) |
Паремия – «притча» — избранные чтения из Священного Писания, содержащие пророчества о празднуемом событии, похвалу святому или смысл праздника. |
Сугубая ектения | Иерей: «Рцем (скаж ем, будем говорить, начнем молиться) вси, от всея души и от всего помышления нашего, рцем…» | Призыв всех молящихся всеми силами души обратиться с любовью и благодарностью к Богу, ища в Нём помощи. |
«Сподоби, Господи» | Хор: «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам…» | «Сподоби Господи» — молитва о безгрешном вечере. |
Просительная ектения | Иерей: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви…» | Является дополнением к сугубой ектении. |
Лития
|
В большие праздники совершается лития и благословение хлебов, пшеницы, вина и елея, в память древнего обычая раздавать пищу молящимся, чтобы подкрепиться во время богослужения. Пять хлебов благословляются в воспоминание насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами. После прочтения Евангелия на Утрене, освященным елеем священник помазывает молящихся. |
Лития значит «общее моление». Лития совершается в западной части храма. Это моление в древности совершалось в притворе, с той целью, чтобы дать возможность стоявшим здесь оглашенным принять участие в общей молитве по случаю праздника. Молящиеся в это время возносят Богу прошения о живых и усопших близких и сродниках. |
Стихиры на стиховне |
Стихиры Богородичен. |
Стихиры указывают на величие воскресшего Господа и на спасительное значение Воскресения. Богородичен – песнопение в честь Божьей Матери. |
Молитва праведного Симеона Богоприимца |
Хор: «Ныне отпущаеши…» Чтец: «Святый Боже, Святый Крепкий…». Тропарь праздника (трижды). Хор: «Буди Имя Господне благословенно отныне и до века» (трижды). |
Эта «молитва» праведного Симеона напоминает нам о закате нашей жизни.
Под воскресенье – «Богородице Дево, радуйся» |
Благословлю Господа |
Хор: «Благословлю Господа на всякое время…» | Псалом 33 изображает все блага полной надежды на Бога, приглашая прямо вкусить этой благости, чтобы убедиться в ней. |
ЧАСТЬ ВТОРАЯ — УТРЕНЯ
Шестопсалмие
|
Хор: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (трижды). Господи, устне моя отверзеши, и уста моя возвестят хвалу твою» (дважды). Чтец: псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142. После третьего псалма на солею выходит иерей читать тайно 12 утренних молитв (благодарение Богу и прошения разных благ). |
Утреня начинается с малого словословия, которое воспевали ангелы при Рождении Спасителя. Затем чтец читает шесть покаянных псалмов. В это время в знак греховной тьмы, которая окутала все человечество после грехопадения, в храме тушатся свечи и свет. Священник на амвоне символизирует как Моисея, который молился Богу за согрешивший народ в Синайской пустыне, так и Христа. Последний 142 псалом «Не вниди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается перед Тобою ни один из живущих… », напоминает о последних днях мира, пришествии Господа и Страшном Суде. Сидеть и ходить по храму запрещено. |
Великая ектения | Иерей: «Миром Господу помолимся…» | Является призывом помолиться за насущные наши нужды. |
«Бог Господь» | Хор: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во Имя Господне. | Символ явления миру Спасителя. |
Стихословие псалтири | Чтение двух кафисм. После каждой кафисмы – малая ектения. Чтение седальна. |
Псалтирь поделена на 20 кафисм. Кафисма – «сидение», так как при их чтении можно сидеть в храме. |
Полиелей |
Открытие Царских врат. Иереи выходят со свечами к аналою. Хор: «Хвалите Имя Господне…» |
Особо торжественный момент. Полиелей – «многомилостивие» — пение двух псалмов (134 и 135). Открытые врата – символ отверстого Гроба Господня. |
Тропари воскресные | Хор: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим…» | Тропарь — песнь в честь праздника или празднуемого святого. |
Малая ектения | Иерей: «Паки и паки миром Господу помолимся…» | Малая ектения представляет собою сокращение великой ектении. |
Ипакои и седальны | Ипакои – песнопения в виде припева или подпевания, посвящённые Воскресению Христову или празднику. | Во время пения седальна можно сидеть в храме. |
Степенны антифоны | Хор: «От юности моя мнози борют мя страсти…» В степенных псалмах говорится об очищении и исправлении души от страстей и греха. | Антифон – «противогласие» — песнопения, поющиеся попеременно двумя хорами. Степенные псалмы пелись паломниками при восхождении на ступени Иерусалимского храма. |
Прокимен и Евангелие | Иерей: «Вонмем». Читаются воскресные прокимны. Читается Евангелие. |
Прокимен является не самостоятельною песнью, как вечерний, а служа лишь подготовлением к чтению Евангелия. |
Воскресная песнь по Евангелии |
Иерей поднимается с Евангелием на амвон. Хор и народ: Воскресение Христово видевшее…» Евангелие кладут на аналой для поклонения и целования. |
Прославление Воскресения Христова и Христа Спасителя. |
Стихира воскресная (или праздничная) |
Хор: «Воскрес Иисусе от гроба…» Иерей: «Спаси, Боже, люди Твоя…» Лобзание Евангелия и Помазание елеем. |
Елеопомазание — помазание лба верующего освящённым на литии елеем. При этом изображается знак креста, что символически обозначает излияние Божией милости на человека. |
Канон | После 3-й песни канона – малая ектения, кондак, икос, седален, Богородичен, ипакои. После 6-й песни – малая ектения, кондак, икос. Иерей: «Богородицу и матерь Света в песнех возвеличим» Каждение. |
Здесь канон – соединение нескольких песнопений; в основе – ветхозаветные гимны. Каноном прославляется Божия Матерь и святые. В каноне 9 песен. Перед каждой песнью поётся ирмос («связь»). Потом поют тропари с припевами, а в конце – катавасия («схождение»): два хора сходятся вместе для пения. |
Песнь Пресвятой Богородицы | Хор: «Величит душа моя Господа… Честнейшую Херувим». | В этом песнопении, основанном на стихах Священного Писания, прославляется Богородица, родившая Спасителя. |
Малая ектения | Иерей: «Паки и паки миром Господу помолимся…» | Это сокращённый вариант великой ектении. |
Светилен | Исполняется в окончании утрени, после 9-й песни канона. | Светилен воспевает Бога как Свет и Подателя света. |
Хвалитны псалмы | Чтец: «Глас… Всякое дыхание да хвалит Господа». И стихи из 148 и 149 псалмов. Иерей: «Слава Тебе, показавшему нам свет…» |
Все творения Божии призываются к прославлению Господа. |
Славословие великое | Хор: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение…» | Мы благодарим Бога за дневной свет и за дарование духовного Света — Христа Спасителя, просветившего людей Своим учением — светом Истины. |
Тропарь воскресный | Хор: «Днесь спасение миру бысть…» | |
Сугубая ектения | Иерей: «Рцем вси от всего помышления нашего рцем…» | Ектения сугубая и просительная здесь не разделяются, а следуют одна за другою, благодаря чему сливаются в одну большую и величественную молитву. |
Просительная ектения | Иерей: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви…» | |
Отпуст | Иерей: «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш…» | Отпуст — благословение молящихся на выход из храма. |
Многолетны | Хор: «Великого Господина и Отца нашего Кирилла…» Закрываются Царские врата, задергивается завеса и начинается служба первого часа. |
Является формой пожелания долгих лет жизни и благополучия. |
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ — СЛУЖБА ПЕРВОГО ЧАСА
Служба первого часа – освящает молитвой наступивший день, вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы. Эта служба возникла позже других трёх, которые были известны ещё в древние времена